ЧКпрф (che_kprf) wrote,
ЧКпрф
che_kprf

Прусский реванш

Та самая статья.

  О чем, собственно, речь?
  В Основном законе 1990 года нынешней ФРГ в ст. 134 сказано: "Имущество бывшей Германии становится имуществом Федерации. Оно подлежит безвозмездной передаче компетентным учреждениям". Ни много ни мало. Причем эта статья была и в Основном законе ФРГ 1949 года.
  А ст. 135 более конкретна: "Долевая собственность бывшей земли Пруссии (именно всей Пруссии, включая север нынешней Польши, сопредельные с Калининградской областью районы Польши и Клайпедско-Неманский регион Литвы! - Прим. ред.) в частных предприятиях переходит к Федерации". Итак, эта статья узаконивает, подчеркнем, бессрочную германскую собственность именно в Пруссии, а не в других экс-германских землях.
  Словом, явная нацеленность на бывшие германские территории прежде всего в бывшем СССР!
  Но почему именно Основной закон, а не Конституция?
  Ответ - в официальном разъяснении к этому правовому акту Ведомства печати и информации Федерального правительства (Берлин, 1999 г.): "Речь идет об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии. Такой выбор акцентирует географически ограниченную сферу действия Основного закона..."
  Характерно и то, что в северогерманском г. Фрейдене с 1993 года действует так называемое Правительство Свободной Пруссии в изгнании. Оно требует, в частности, восстановления этой бывшей немецкой территории в прежних границах - повторим, с соседними районами Польши, Клайпедой, литовской частью Куршской косы и с примыкающим устьем Немана (принадлежащими Литве). А 2002 год в Германии был официально объявлен Годом Пруссии.
  Но не только в Германии проявляют "интерес" к этому региону. Американский конгресс в 1995-м, а Европарламент - в 1994-м приняли почти идентичные "калининградские" резолюции: регион надлежит поставить под опеку Евросоюза с германским участием в местной администрации - в рамках "Особой европейской территории" или "Балтийской республики"; снять ограничения на переселение туда немцев, ввести там спецвалюту и т.п. Россия же обязана выплатить компенсацию прусским беженцам и их потомкам, а их в нынешней Германии, по официальным германским оценкам, насчитывается до 100 тысяч.
  Так что имеется внешняя поддержка германских интересов в Калининградской области.
  Желание добиться взаимопонимания с ФРГ в руководстве послесталинского СССР было настолько сильным, что во имя этого игнорировалось многое, в том числе реваншистские настроения Западной Германии. Территориальные статьи договоров СССР с ГДР и ПНР, как и между Польшей и Литовской ССР (конец 1940-х - первая половина 1950-х годов), четко зафиксировавшие новые границы между ними, не были повторены в договорах СССР, ГДР и социалистической Польши с ФРГ в первой половине 1970-х годов. Там сказано о "нерушимости послевоенных границ в Европе" (но каких конкретно?), а подтверждены только западные границы послевоенной Польши и соответственно восточные - ГДР. То есть "по Одеру - Нейсе".
  В упомянутых договорах с ФРГ не содержалось обязательства Бонна изменить некоторые статьи Основного закона ФРГ (1949 г.), подтверждающие претензии Германии на всю бывшую Пруссию. По архивным документам, именно из-за этого фактора против тех договоров выступали Китай (где эти договоры именовали "провоцированием реваншизма"), Румыния, Албания, но их предостережения были проигнорированы.
  В угоду стремлению во что бы то ни стало "замириться" с ФРГ и привлечь западногерманские капиталовложения и технологии в советскую экономику, в том числе трубы для экспортных нефте- и газопроводов, тогдашнее советское руководство вольно или невольно заложило "бомбу бессрочного действия" для целостности СССР/России (а заодно и Польши с Литвой). А признание СССР в 1956 году претензий Японии на Южные Курилы и нынешние переговоры по этой проблеме не могут не стимулировать реанимацию "прусских" претензий в Германии.
  В декабре 2004 года фракция ХДС в бундестаге, поддержанная ХСС, обратилась к правительству с запросом о перспективах Кенигсбергской области (именно так была названа в запросе Калининградская область). Причем запрос была подписан... нынешним канцлером Ангелой Меркель. В документе предлагается создать под опекой Евросоюза "литовско-российско-польский еврорегион" в рамках всей бывшей Восточной Пруссии и назвать эту территорию "историческим именем - Пруссия"!
  Официального ответа на этот запрос до сих пор нет. Но сам факт столь четких предложений, причем апеллирующих к решающей роли ЕС в этом вопросе, показывает, что именно "евроразвитие" Калининградского региона и соседних с ним территорий - под совместным протекторатом ЕС и Германии - главная задача "общепрусской" германской политики. И, похоже, именно в "Прусском еврорегионе" будут реализованы статьи Основного закона Германии о постоянном наличии германской собственности в Пруссии.
  Хотя официальные деятели Германии заявляют, в том числе в Калининграде, что она не претендует на бывшие германские регионы и не поощряет репатриацию германских немцев в Калининградскую область и другие экс-прусские территории, налицо политико-юридическая база для германских притязаний на всю бывшую Пруссию.
  Что вряд ли целесообразно "не замечать"...

Алексей ЧИЧКИН
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments